Группа новейших англицизмов

Брэнд
Существительное брэнд, по всей вероятности, впервые было зафиксировано ТС-ХХ (2001), т.к. ни в ТС-ХХ, ни в СИС-98 (Крысин) и СИС- 2000 (Зенович) мы слова не обнаружили. Итак, брэнд (с пометой актуализация слова (значения)), а, м. Спец. ‘Торговая марка’. Таким образом, согласно лексикографическому источнику, слово брэнд не является экзотизмом.
В результате обработки анкет выяснилось, что 16% респондентов регулярно встречает это слово в устной речи, 23% – иногда, 24% – редко, 38%
– никогда; 3% респондентов регулярно употребляет его в устной речи, 11% – иногда, 19% – редко и 66% – никогда. В письменном тексте 14% информантов встречает слово регулярно, 17% – иногда, 23% – редко и 44% – никогда; только 2% опрошенных регулярно употребляет слово в письменной речи, 7%
– иногда, 13% – редко и 79% – никогда.
54% опрошенных затрудняется определить значение данного слова.
2% информантов, видимо, по созвучию спутав брэнд с брэнди, дали следующие определения: «алкогольный напиток», «напиток», «от спиртного «брэнди»». Сюда же мы относим ответы респондентов, которые также спутали слова «brand» и «friend» по созвучию: «друг, товарищ», «друг».
» 20% информантов продемонстрировали полное понимание значения слова: «торговая марка», «марка», «имя», «марка (товара)», «название торговой марки», «известная марка», «фирменная марка», «марка фирмы», «раскрученная марка», «широко известная торговая марка», «известная торговая марка», «название иностранной компании» (единственный зарегистрированный нами ответ, связывающий слово брэнд с иностранной действительностью), «название фирмы», «фамилия», «зарегистрированная марка», «марка продукции», «узнаваемая марка (логотип) продукта (в рекламе)», «устоявшаяся торговая марка», «фирма», «название», «марка товара определенной фирмы». Небезынтересно было отметить, что многие информанты в качестве периферийной выделили сему «известный»: «раскрученная», «широко известная», «узнаваемая», «устоявшаяся».
Высокий процент ответов (» 20%) продемонстрировал подмену понятий брэнд и логотип. Согласно ТС-ХХ (2001), логотип (с пометой актуализация слова (значения)), а, м. Спец. ‘Специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или группы товаров данной фирмы’. Сюда мы причислили такие ответы, как «маркировка», «клеймо», «логотип», «символика фирмы», «этикетка», «фирменный знак», «товарный знак», «торговый знак», «отличительный знак фирмы», «марка (эмблема) фирмы», «идея, фирменный стиль», «определенная идея, продвигающая фирму», «лейбл», «торговый знак». Вероятно, это происходит потому, что у каждой торговой марки есть логотип, и респонденты, представляя в своем воображении любую известную торговую марку, «видели» ее воплощение в символике фирменного знака.
Еще около 4% респондентов считает, что брэнд – это «крупный рекламный заказ, область», «реклама», «рекламная линия», «рекламный элемент», «рекламный брэнд», «рекламный проект», «рекламная кампания», «проект, рекламная линия», а также «эксклюзив», «витрина», «имеет свое имя», «заставка», «официальный знак качества», «главный», «конкурс», «представитель фирменного знака», «самобытный», «тусовка», «новшество», «новинка», «сорт», «богатый, известный человек». Нетрудно заметить, что большинство респондентов выделяют сему «реклама, рекламный». Возможно такие ответы построены на яркой ассоциативной связи брэнда с рекламой, что вполне справедливо. Но тем не менее, мы не можем считать такое понимание даже частичным.
Таким образом, наверное, нельзя говорить о том, что существительное брэнд оказалось сегодня полностью собственно освоенным. С другой стороны, высокая частотность употребления этого слова – например, в СМИ – (и, конечно, понимание его многими их опрошенных нами носителей языка) позволяет предполагать, что процесс освоения происходит весьма активно.

Updated: 28.08.2017 — 17:49
СЛОВНИК АНГЛІЦИЗМІВ © 2016