КУЛЬТУРА США

Р.Ж. Базарова, Н.А. Корепина
Иркутский государственный технический университет

Рассмотрена культура США (литература, музыка, кино и искусство эпохи) 1920-х годов. Приведены и проанализированы некоторые примеры литературы, поэзии, музыки ревущих двадцатых.

Культура США веками формировалась под влиянием этнического и расового многообразия страны. Значительное влияние на неё оказали выходцы таких стран, как Ирландия, Германия, Польша, Италия, потомки привезенных из Африки рабов, а также американские индейцы и коренные жители Гавайских островов. Тем не менее, решающий вклад сделала культура выходцев из Англии, которые распространяли английский язык, правовую систему и другие культурные достижения.
Американская литература, музыка, кино и искусство служат фундамен-том мировой массовой культуры. Именно в США впервые появился интернет, массовый автомобиль, получили развитие информационные технологии. Будучи ведущей экономической и военной державой мира, она во многом определяет образ жизни остального человечества. Американская культура, несмотря на некоторую свою «примитивность», обладает беспрецедентной за всю историю человечества притягательностью, особенно среди молодежи всего мира [1: 134].
На художественную литературу США на раннем этапе её формирования оказывала огромное влияние европейская, прежде всего английская художественная традиция. Первыми её образцами были в основном дневники, религиозные трактаты и исторические очерки.
К концу XIX в. американская литература не только освободилась от европейской культурной доминанты, но и сама стала оказывать на Европу значительное влияние. Так, действительность своего времени во всем ее многообразии описал реалист Марк Твен, мастер короткого юмористического рассказа, традиционного жанра американской прозы. В романе про Гекельберри Финна, он объединил юмор, повествование и социальный критицизм. М. Твен был мастером разговорной речи и помог создать и популяризировать американскую литературу, основанную на американских темах и американском языке. Многие из работ Марка Твена были подвержены цензуре по различным причинам. Роман «Приключения Гекельберри Финна» был запрещен в старшей школе, одной из самых незначительных причин, послуживших этому, было частое повторение слова «ниггер», которое не считалось оскорбительным во время написания книги.
«Ревущие двадцатые» – эпоха 1920-х годов в Северной Америке, Лон-доне, Берлине и Париже – были периодом творчества ряда крупных американских писателей. В том числе в 1920-х годах были опубликованы следующие книги: «Великий Гэтсби» и «По эту сторону рая» Ф. С. Фицджеральда, «И восходит солнце (Фиеста)» Э. Хемингуэя.
Все повествование «Великого Гэтсби» насыщено метафорами, своим контрастом подчеркивающими эту двойную перспективу происходящих в нем событий: карнавал в поместье Гэтсби – и соседствующая с его домом свалка отбросов, “зеленый огонек” счастья, на миг посветивший герою, – и мертвые глаза, смотрящие с гигантского рекламного щита, и т.п. Хрупкая поэзия “века джаза” и его обратная сторона – разгул стяжательских амбиций, порождающих аморализм, – переданы писателем в их нерасторжимом единстве. Двойственность проявляется в сопоставлении различных мотивов: карнавала и трагедии, праздничности и холодной расчетливости, веселья и холодной мертвенности, любви и продажности.
Потерянным поколением называли молодых людей, призванных на фронты первой мировой войны и не сумевших психологически приспособиться после этого к мирной жизни. Их восприятие мира отображал круг писателей, в который входили Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Гертруда Стайн и другие. Писатели потерянного поколения преимущественно были американцами, поселившимися после войны в Париже, известными также как экспатрианты. Их жанром стали романы и рассказы о наступлении эпохи материализма и индивидуализма, об ушедших романтических иллюзиях и утраченных идеалах.
Среди поэтов нужно отметить А. Р. Эммонса, Р.Джаррелла, У. С. Мервина, Мей Свенсон, А.Гинсберга и многих других.
А.Р. Эммонс – один из наиболее значимых американских поэтов второй половины двадцатого века, разработавший свои уникальные язык и эстетику, и оказавший масштабное влияние на всю англоязычную литературу в целом. В одной из знаковых для себя книг «Garbage» А. Р. Эммонс столкнул вместе поэзию и мусор – как аллегории двух главных побочных продуктов человеческого существования. Приведем следующий пример:
(1) …My hope was to see the resemblances between the high and low of the secular and the sacred. The garbage heap of used-up language is thrown at the feet of poets, and it is their job to make or revamp a language that will fly again. We are brought low through sin and death and hope that religion can make us new. I used garbage as the material submitted to such possible transformations, and I wanted to play out the interrelationships of the high and the low….
В примере (1) мы наблюдаем полное отождествление языка и отходов, что воспринимается до боли прямолинейно. А. Р. Эммонс следует этому до конца, делая слова language и garbage взаимозаменяемыми и равноценными по смыслу: garbage has to be the poem of our time because / garbage is spiritual, believable enough / to get our attention. Однако, как и всегда у А. Р. Эммонса, в этом отождествлении нет негативного оттенка. Оно не принижает язык, как и не превозносит мусор. Для него язык и отходы имеют в равной мере искупительную функцию, поскольку отходы неотделимы от человеческого обихода так же, как слова, помогающие человеку соединяться с другими людьми, неотделимы от физиологии лицевых мышц.
В «ревущие двадцатые», ознаменовавшиеся бурным развитием амери-канского общества, появляются джаз, мюзикл, а также «кантри-мьюзик» [2: 15]. Наибольшей популярностью среди музыкальных стилей пользовался джаз. Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX – начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры – свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых рит-мических и гармонических моделей. В эту эпоху началось творчество знаме-нитых джазовых певцов и музыкантов, таких как Луи Армстронг, Дюк Эл-лингтон, Сидней Беше, Джелли Ролл Мортон, Бикс Байдербек, Бинг Кросби. Колыбелью джаза стал многонациональный Нью-Орлеан. Среди других популярных музыкальных течений этой эпохи – блюз, одной из наиболее известных исполнительниц, которого была Бесси Смит, а также стиль кантри.
Отдельно нужно отметить вклад привезённых в Америку негритянских рабов. Под влиянием древней самобытной музыкальной культуры и песен плантаций появляется первая афроамериканская форма – спиричуэл. Рассмотрим следующий пример:
(1)Go down Moses
Way down in Egypt land
Tell all Pharaohs to
Let my people go!
When Israel was in Egypt’s land:
Let My people go,
Oppress’d so hard they could not stand,
Let My people go.
Go down? Moses,
Way down in Egypt land,
Tell old Pharaoh,
Let My people so.
Приведенный спиричуэл сочетает в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Он имеет вопросно-ответную (респонсорную) структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами; содержит повторения грамматических структур, которые придают песне особую привлекательность. Повторения заставляют читателей и слушателей обратить внимание на просьбу отпустить народ Его, чтобы он совершил Ему служение.
Рассмотрим кинематографическое искусство США «ревущих двадца-тых». В начале 1920-х годов кино еще оставалось немым и черно-белым. Первый цветной кинофильм появился в 1922 г., а в 1926 г. киностудия Warner Brothers выпустила свой первый фильм со звуком и музыкой. Их первой работой, в которой персонажи заговорили, стал «Певец джаза» (1927). Считается, что с выходом на экраны «Певца джаза» начался «Золотой век» Голливуда. Звуковое кино пользовалось бешеным успехом у публики, и студии работали круглосуточно [3: 187].
Чрезвычайно популярна была мультипликация. В конце 1920-х годов появилась студия Уолта Диснея и его Микки Маус. В Нью-Йорке он дебютировал в 1928 г. знаменитым мультфильмом «Пароходик Вилли» [4: 521].
Искусство США является сравнительно молодым, оно сложилось вместе с американским государством, перенимая культуру прежних колоний европейских стран, что также закономерно для архитектуры.
Ар-деко, характерный для «ревущих двадцатых» стиль архитектуры и дизайна, зародился в Бельгии и, завоевав Европу, докатился до США к середине 1920-х годов. В Нью-Йорке в этом стиле построено одно из самых высоких зданий – Крайслер-билдинг [5: 620]. Хотя художники и архитекторы, работавшие в стиле ар-деко, часто брали идеи из природы, в целом стиль тяготеет к чистым геометрическим формам, которые вначале были искривленными, но позже становились все более прямолинейными.
В 1920-х гг. живопись в США развивалась иначе, чем в Европе, где художественные стили были более разнообразными и наряду с ар-деко развивались, например, экспрессионизм и сюрреализм.
Экспрессионизм является одним из самых влиятельных художественных движений XX века, характеризующимся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов. Одним из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма был Джексон Поллок.
Сюрреализм – направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания, а его методом – разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Представителем сюрреализма XX в. был Марсель Дюшан. Как констатировал известный американский художник Ман Рэй: «Дадаизм не может жить в Нью-Йорке». В целом живопись и архитектура США продолжали традиции модернизма. Модернизмом называется художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX – начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий. Так едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец Э. По.
Таким образом, на основе проанализированных примеров и литера-туры, можно сделать вывод о том, что культура США лежит в основе мировой массовой культуры. В данной статье она представлена такими составляющими, как литература, музыка, кино, архитектура и искусство. Мы видим, что разнообразие литературы США не позволяет одному определенному движению вытеснить другие. Говоря о музыке США можно с уверенностью сказать, что ни в одной другой стране нет столь пестрого и своеобразного музыкального фольклора. Кинематографическое искусство играет важную роль в культуре США. Оно является самым массовым и популярным на планете. Искусство Америки прошло своеобразный путь. Творчество американских художников охватывает широкий спектр стилей. Им присущи пейзажи, реалистические изображения городов и различные портреты. Подводя итог, мы делаем вывод о том, что США внесли огромный вклад в мировую культуру. Американское телевидение, голливудское кино, джаз, блюз, рок и рэп служат фундаментом современной массовой культуры.

Библиографический список
1. Бжезинский З.Г. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы – М.: Изд-во Международные отношения, 1998. – 134с.
2. Цветков И.А. История США – М., 2003. – 15с.
3. Ефимов А.Е. Очерки истории США – М.: Новая история, 2005. – 187с.
4. Бурова И.И., Силинский С. В. США – СПб.: Нева, 2002. – 521с.
5. Заболотный В.М. Страны Европы и Северной Америки в последнем десятилетии XX века – М.: Новая история, 2007. – 620с.

Updated: 20.08.2017 — 17:41
СЛОВНИК АНГЛІЦИЗМІВ © 2016